Статья архитектора Конрада Фишера (Dipl.-Ing. Konrad Fischer) ведущий в Германии специалист по старым постройкам (Alltbau) архитектор Конрад Фишер (Konrad Fischer).

Перевод, примечания и дополнения: Андреаса Лаукарта (Dipl.-Ing. Andreas Laukart)

Среди маляров и плотников, мастеров-самодельщиков, а так же среди плановиков-архитекторов сегодня все чаще встречается незнание (или непонимание) красок и лакокрасочных покрытий, которые могут успешно противостоять суровым условиям погоды. Не так уж и редко (или даже всегда) отдается предпочтение ярко рекламируемым, но не пригодным для строительства продуктов. На что следует обращать внимание? Об этом пойдет речь в этой краткой статье с некоторыми техническими разъяснениями.

Требования к лакокрасочным покрытиям и их положительные свойства:
Отвод осадков (дождевых брызг)
Связь светозащитных пигментов на поверхности
Защита древесных конструкций от вредителей и ультрафиолетовых лучей
Устойчивость самих покрытий к изменениям погодных условий
Защита грунтовых слоев от колебаний температуры, образований росы и конденсата
Оформление поверхностей
Хорошие технологические свойства

Характерные свойства лакокрасочных покрытий:
Эластичность и твердость
Образование защитного слоя / вязкость / способность к легкому нанесению покрасочного слоя
Время высыхания
Глянец и шероховатость

Основные составные части красочных покрытий

Вяжущие вещества:
вяжущие вещества служат для соединения пигментов между собой, а так же с покрасочной поверхностью. Они отвечают за водостойкость, паропропускную способность, глубину впитывания в покрасочную поверхность, твердость, эластичность, склонность к загрязнению и интенсивность последующего ухода. Вяжущие вещества состоят из масел, растительных или искусственных (синтетических) смол, гумми-смол, резины, воска, казеина и пр. С давних времен и до наших дней оправдало себя (даже в сочитании с используемыми сегодня синтетическими компонентами) льняное масло.

Льняное масло из семян льна
Происхождение семян льна (в основном из регионов Аргентины, Индии, Швеции, Германии, Прибалтики) оказывает значительное влияние на содержание масла и соотношение находящихся в нем ненасыщенных жирных кислот. Молекулы льняного масла примерно в 50 раз меньше молекул синтетических смол и примерно в 10 раз меньше самых плотных пор дерева. Именно благодаря этому краски из “чистого” (без излишних добавок смол, отвердителей и т.п.) льняного масла значительно превосходят синтетические краски как в “хваткости”, так и по эластичности, что соответствует и старому правилу: “переход от более твердого, к более мягкому слою”. Это в противоположность синтетическим краскам, которые не выдерживают свойственную дереву “работу” под изменениями температурных и климатических условий – лопаются или вздуваются и шелушатся.

Высыхание происходит за счет реакции с кислородом воздуха, в оптимальном случае при умеренном влиянии света. Под открытым влиянием солнца, высыхает быстрее, но после 10-14 дней становится вновь мягким или даже липким. Чем чище масло, тем быстрее протекает высыхание.
Несколько медленное высыхание = более качественное покрытие!
Не сохнет в темном месте и при отсутствии воздуха!
Молекулы льняного масла состоят из глицерина (алкоголь) и различных жирных кислот, большинство которых находятся в “ненасыщенном” состоянии и имеют “двойные связи”. Таким образом они могут накапливать атомы кислорода. Три молекулы жирной кислоты соединяются с одной молекулой глицерина, при этом образуется молекула льняного масла и три молекулы воды (образование сложных эфиров). Таким образом льняное масло это сложный эфир (кислоты + алкоголь = сложный эфир + вода).
Льняное масло реагирует с кислородом воздуха, изменяя при этом свою структуру, то есть молекулы кислорода “сшивают” между собой отдельные молекулы льняного масла, образуя при этом макромолекулярную структуру.

Окисляясь, льняное масло постепенно переходит из жидкого состояния в твердое (от ухудшения вязкости и липкости, до образования твердой пленки).

К особым качествам льняного масла относится его превосходная способность связки с подпокрасочным покрытием. За счет “набухания” во влажной среде оно так же обладает способностью высыхать на увлажненной деревянной поверхности, что не редко встречается например у оконных рам.

Сложность и “недостатки” масленых красок скрываются в несколько медленном (по сравнению с лаками на смолистой основе) высыхании, и возможном образовании полос при слишком большой концентрации пигмента. Однако их можно успешно предотвращать с помощью дополнительных мер: использование правильной рецептуры, принятие конструктивных защитных мер (против проникающей воды или прямых солнечных лучей во время высыхания). При применении краски важен индивидуальный подход с соответственно продуманным и правильно выбранным решением. Для напольных покрытий важна например определенная твердость, для окна, подвергающегося переменным погодным условиям, важна эластичность и диффузионно-пропускная способность. Так что универсальной краски (ни натуральной, ни синтетической), для всех случаев жизни быть не может!

Льняное масло для лака
особо чистое льняное масло. Излишние вещества удаляются посредством нагрева до 85 oC и добавления отбельной земли. При этом улучшается принятие кислорода, что ускоряет процесс высыхания. Применяется для приготовления белого лака и художественных красок.

Олифа
это как правило льняное масло с различными добавками, ускоряющих высыхание (например оксиды металлов), которые составляют 1-3 %. Олифа является главной составной частью всех масляных красок. В отличие от чистого льняного масла олифа имеет повышенную твердость. Для следующего ускорения высыхания, часть олифы может быть заменена на твердосохнущее харттрокэноль (масло с добавками природной копаловой смолы, добываемой из некоторых тропических деревьев). При добавлении серы (в жидком сернохлористом соединении) получают олифу, которая сохнет уже после 24 часов (недостаток: слишком плохая проницающая способность).

НО ПОМНИ: чем медленнее протекает высыхание, тем лучше и долговременнее держится покрасочный слой!

Производители натуральных красок охотно используют в качестве ускорителей для высыхания

Древесное (тунговое) масло
добывается путем прессования орехоподобных семян китайского или южноамериканского тунгового дерева. Использование в чистом виде не имеет смысла, так как наряду с быстрым высыханием передается повышенная хрупкость и образование трещин. Добавление 20 % тунгового масла в льняное масло, заменяет металлические присадки-ускорители, повышает высыхание и уменьшает склонность дерева к разбуханию от влаги. Макс Дёрнер пишет в своей книге “Покрасочные материалы и их применение”, 12 издание: “Китайское древесное масло пока не применимо, несмотря на его некоторые положительные качества, как например хорошее просыхание, т.к. оно высыхает, образуя непрозрачную пленку. Кроме того, оно сильно склонно к пожелтению. В промышленном производстве применятся для быстросохнущих, так называемых 4-часовых красок.” Тунговое масло образует твердую, смолистоподобную поверхность, которая в зависимости от погодных условий и нагрузок пользования не имеет обязательных преимуществ.

Хальб оль (= полуразбавленное масло)
льняное масло, разбавленное 50 % на 50 % с растворителями (обычно Shell Sol Т-бензин). Улучшает размазочную наносящую способность масляных красок.

Харттрокэноль
вареная смесь льняного масла с копаловой смолой тропических деревьев (напр. из коурбарилового дерева). Ускоряет высыхание, почти без потери эластичности. Не улучшает качества покрытия, лишь ускоряет время высыхания. Наилучшего качества можно достигнуть только избегая подобных ускорителей.

Масляный лак
производится путем смешивания различных смолистых веществ с маслом. Плотнее закрывает или даже полностью закупоривает поверхность, тем самым ухудшает или полностью исключает диффузионную способность материала. Обладает большей глянцевой способностью, чем матовая масляная краска. Масляный лак склонен к образованию трещин и повышенной хрупкости.

Смолы
ускоряют процесс высыхания, уплотняют поверхностный слой, повышая его твердость. Основной недостаток: температурные растяжения смолистых веществ и дерева протекают совершенно неоднородно друг с другом. Процесс старения смол дополнительно усугубляет эту проблему. И еще: дерево при непосредственном облучении солнцем хорошо накапливает энергию, соответственно расширяясь. В результате покрытия с меньшим фактором растяжения трескаются.

Природные смолы:

  • даммаровая смола (от дерева каури).
  • копал (в частности от дерева коурбарила), различается настоящий (из ископаемых останков) и современный (из живых деревьев) копал. Копал имеет высокую температуру плавления, обладает высокой твердостью.
  • канифоль (добывается из сосновых смол путем извлечения терпентинного масла), применяется для приготовления быстросохнущих лаков.

Синтетические (искусственные) смолы:

  • алкидная смола (от англ. ALKohol и acID) сильно склонна к образованию трещин, чем меньше содержание масла, тем больше склонность. Существует огромное количество разновидностей. Обогащенные путем варки с различными растительными маслами, а так же добавкой сложных алкогольных и кислотных соединений, являются все же сравнительно чувствительными к образованию поверхностных трещин.
  • акрилатная смола отличается высоким содержанием растворителей и очень быстрым высыханием. Производится из акрилатной кислоты, имеет запах уксуса, содержит метакрилкислоты и их сложные эфиры (особо ядовиты! в мономерном виде), которые образуют макромолекулярные соединения. Поэтому т.н. АКРИЛАТНЫЕ дисперсионные покрытия имеют низкую связную способность и плохо держатся на поверхностях (отслаиваются и вздуваются). При этом не все мономеры полимеризируются, а частично остаются в покрасочном слое.

Трехлетний покрасочный слой на алкидной основе у деревянного окна.

kf_01

1. Шелушение, образование трещин и пузырей.

kf_02

2. Разрушение оконной замазки

kf_03

3. Вздутие краски внутри

kf_04

3. Вздутие краски внутри

Лаки:
это смесь из вяжущих веществ (смол, масел), растворителей, красителей, ядов против древесных вредителей, пластификаторы и др. наполнители.

Алкидные и акрилатные краски плотно закупоривают поверхность, преграждает транспорт водяного пара, в сравнении с природными лаками недостаточно эластичны для деталей подверженных погодным и температурным изменениям. Влага проникает через сетчатые трещины и накапливается под покрасочной пленкой, разрушая тем самым деревянную конструкцию. Так при незнании свойств стройматериала, он из “охранника” конструкций уже скоро может стать ее прямым врагом.

Для красок, содержащих алкидные соединения, особенно характерны повреждения в направлении древесных прожилок, которые можно довольно рано наблюдать у водоотводящих оконных козырьков. Проникающая под слой лакокрасочного покрытия вода, не может быстро высыхать и приводит часто к скрытому гниению дерева. Разрушающая дерево коррозия может протекать так же и при применении акрилатных покрытий. Они хоть и обещают лучшую “вентиляцию”, но не способны гарантировать ее в необходимом объеме. Кроме того, их матовая поверхность является хорошим накопителем грязи, что имеет негативные последствия для находящейся под ней конструкции (биологические паразиты, накопление влаги).

Большой проблемой является повышенное уплотнение поверхности дерева при ремонтных работах. Не редко проводятся восстановительные работы только наружного слоя, при этом достигается дополнительное уплотнение покрасочного слоя. Парообразный конденсат, находящийся под ним, вредит дереву.

Некоторые акрилатные краски на водной основе слипаются, хотя на вид выглядят высохшими (например при открытии окна или двери). В них хотя и намного меньше растворителей, но зато достаточно других проблематичных добавок (пеногасители, биоциды и т.п.). Как правило их нелегко снова удалить, т.к. они устойчивы против обычных щелочных протрав и требуют применения более агрессивных средств, удаления механическим или термомеханическим способом.

Классификация возможна по составным компонентам (напр. алкидный), по растворителям (напр. водяной), по очередности слоя (напр. грунтовый), по применению (напр. для пола), по качественным свойствам (напр. матовый).

В отличие от чисто масляных красок, лаки образуют “отдельные” слои (переходные границы от слоя к слою). Поэтому при ремонте и реставрации таких поврежденных слоев необходимы дополнительные работы для сглаживания (зашкуривания) подобных переходов.

Растворители:
делают покрасочный материал более жидким (легкое распределение при покраске). Разжижают твердые вяжущие вещества без изменения химических структур.

Необходимы если:
проводимые работы проходят в холодных условиях (напр. вне помещений);
требуется ускоренное высыхание;
для производства особо жидких и тощих грунтовок.

НО ПОМНИ: много растворителя – легкий путь маляра, экономящего свои силы при растирании краски – это надежный способ испортить покрасочный слой. Из слишком жидкого слоя вместе с избыточным растворителем улетучиваются так же его стабильность и защитные свойства. Он особо склонен к образованию сетчатых трещин и при наружном использовании уже через год начинает шелушиться и отпадать.

Возможны:
Искусственные органические растворители (напр. в виде заменителя скипидара): растворители на основе бензолов, толуола, ксилола, а так же хлористые соединения углеводорода, нитро-растворители. Проблематика: опасны для здоровья (жалобы на сердце, кровообращение, разрушение нервной системы). Лаки на водной основе (водоэмульсионные) содержат бутиленглюкол, вызывающий резь глаз и слизистой оболочки, возможно изменение наследственного материала.

Растительные растворители (терпентины): терпентинные и бальзамные масла (из смол хвойных деревьев), масла из кожуры цитрусовых. Проблематика: раньше с использованием нечистого растительного растворителя были связанны ряд заболеваний у маляров (напр. малярная часотка). Очищенные сегодня натуральные растворители (обычно двойной дистилляцией) практически не содержат вредных для здоровья дельта-3-каренов. Они несколько дороже искусственных заменителей, так как требуют особых методов очистки. Однако они далеко не являются лучшим натуральным продуктом с технической точки зрения. Здесь рекомендуется лучшее по техническим свойствам, а так же практически свободное от дельта-3-каренов бальзамное терпентиновое масло, добываемое из живых деревьев (напр. в Португалии).

Протравливатели:
для удаления старых и непригодных слоев краски или лака существуют принципиально щелочные протравители (растворы едкого натра – довольно дешевое производство, сильное намокание дерева, пригодны не для всех видов касок, требуется последующая нейтрализация, опасность солевых отложений в дереве, изменяет цвет некоторых видов дерева), протравители, содержащие хлоруглеводороды (с опасным для здоровья дихлорметаном и высокими требованиями по правилам техники безопасности) и другие рецепты химической отрасли (бензилалкоголь (C6H5CH2OH), N-метил-пиролидон, сложные эфиры; в зависимости от концентрации высокие требования к технике безопасности, чем выше температура и количество жидкости, тем больше нагрузка на древесные конструкции).
При использовании протравителей принципиально важно хорошее проветривание помещений и использование защитных средств для кожи и дыхательных путей в согласовании с инструкцией изготовителя.

Ускорители высыхания (Сиккативы):
при добавлении в масло или маслосодержащие продукты действуют как катализаторы для лучшего или более быстрого высыхания. Возможно применение синтетических соединений тяжелых металлов, смол и особых масел. Раньше применялся оксид свинца (ядовит, обозначение символом черепа обязательно, способствует протвержению масла и высыханию “изнутри”, сокращает высыхание до 24 часов, сегодня поставляется только со специальным разрешением отдела памятников архитектуры) или октоат кобальта (до 36 часов, просыхание снаружи внутрь). При избыточном добавлении сиккатива возможна обратная реакция (замедление высыхания). Ядовитые соединения свинца и бария сегодня заменяют соединения циркония, кобальта и железа. Для изготовления олифы сегодня широко используется октоата кобальта (около 0,5 %). Соединения марганца способствуют равномерному (внутри и снаружи) высыханию слоя.
Чем меньше сиккатива, тем дольше высыхание, но и лучшая стойкость покрасочного слоя в наружных условиях! Передозировка сиккатива ведет к образованию трещин, морщин и липкой поверхности.

Другие сиккативы: нафтенат свинца и нафтенат кальция (напр. в шведских красках), соли металлов, смеси марганца, бария, кобальта, раньше так же часть (20%) олифы заменялась на тунговое масло.

Пигменты (красители):
вещества, придающие красящим покрытиям цвет. Используются натуральные пигменты, приготовленные из природных землянных составов, растений или металлосодержащих ископаемых, а так же искусственные пигменты, произведенные химической индустрией.
Следует обращать внимание на зависимость нагревания конструктивных элементов от цвета покраски. Белый цвет может нагреваться в нормальных условиях до 38 oC, темные и “природные” цвета при тех же условиях до температур свыше 70 oC. Соответственно с этим и их температурное растяжение и склонность к накоплению влаги. По возможности в вяжущее вещество добавлять светоустойчивые, невыгорающие пигменты: природные почвы, экстракты растений и оксиды металлов (в качестве “активных” пигментов, которые повышают погодостойкость посредством образования кислотных продуктов распада в вяжущем средстве; создается звездаподобная кристальная структура, которая дополнительно укрепляет пигмент с вяжущим средством). Чем дольше настаивать и перемешивать пигменты с вяжущим средством, тем экономически выгоднее их можно применять и тем меньше они открашиваются!

Защитные средства для дерева (антисептики)
т.н. защитные средства для дерева действуют токсическим (т.е. с содержанием ядовитых веществ) путем на древесных вредителей (насекомых и грибков, которые питаются древесиной), например пилильщик сосновый (lat. Diprion pini), дровосек-усач домовой (lat. Hylotropos bajulus), точильщик домовой (lat. Anobium pertinax), гриб домовой (lat. Merilius lacrymans) и т.д. и т.п. Эти препараты успешно предотвращают разрушение дерева, но они содержат различные яды (напр. препараты бора, линдан…) вредные не только живым организмам, разрушающим древесину. Они наносят вред полезным насекомым и животным (пчелам, летучим мышам, домашним животным), а так же человеку. Поэтому подобные средства нужно применять как можно реже, а лучше вообще обходится без них.

Техническая характеристика лакокрасочных покрытий

Время сушки (высыхания)

Высыхание проходит в три этапа:
1. Испарение и высыхание растворителей или растворяющих средств,
2. Понижение и утрата липкости за счет высыхания поверхностного слоя,
3. Просыхание всего покрасочного слоя (в глубину).

Сушка зависит от таких факторов как содержание смол (смолы сохнут с испарением растворителей, например смола копалового дерева, сложные эфиры канифоли, алкидные смолы и т.д.), содержание харттрокэноль (см. выше), растворителей, вида и количества масла (масло высыхает посредством окисления, то есть приема кислорода), толщины слоя, подпокрасочного грунта, а так же от внешних условий (количество света, температура, относительная влажность).

Жирные краски (мало смол, много масла) сохнут дольше, чем “бедные” краски (с высоким содержанием смол около 30%, которые почти не “дышат” и склоны к более раннему шелушению и растрескиванию). Свинцовые белила имеют особо благоприятное просыхание, так как их химические соединения с льняным маслом ускоряют просыхание (в несколько меньшей степени так же оксид цинка). В Германии их применение должно санкционироваться ответственными органами по Защите Памятников Архитектуры.

Без добавки смол и отвердителей краски сохнут в среднем 4-7 дней. В зависимости от рецептуры полное высыхание может протекать и значительно дольше. С применением харттрокеноль примерно 24 часа, с применением алкидной смолы время сушки сокращается до 4-6 часов. Без применения смол, но с применением правильной рецептуры и дозировки сиккатива (см. выше) можно так же добиться 24 часового высыхания.

Слой краски должен наноситься как можно тоньше, хорошо размазываться (мучь кисть, а не краску!), без излишнего количества растворителей – тогда достигается оптимальное высыхание с одновременным сохранением долговременного качества покрасочного слоя.

При быстром, нетерпеливом нанесении слоев или при нанесении слишком толстых слоев (частая ошибка начинающих), легко создается обманчивое впечатление достаточного высыхания промежного слоя. Но воздушное окисление такого слоя произошло не достаточно, и при нанесении последующего слоя оно еще больше затрудняет полное просыхание. Образовавшуюся “корку” такого слоя (например при применении октоата кобальта в качестве сиккатива) можно сдвинуть кончиком пальца не прилипая к ней. Особо часто переоценивается продолжительность высыхания грунтового слоя. Он проникает вглубь древесины, что дополнительно продлевает его высыхание. Последующие слои краски блокируют и предотвращают полное высыхание нижнего слоя. Негативное следствие – при последующем нагревании (летом) непросохшая краска в пазах окна слипается.

Предотвратить подобное можно лишь, нанося достаточно тонкие слои, выдерживая время для межслойной сушки при достаточной температуре высыхания. В единичных случаях необходимо многодневное просыхание отдельных слоев.

Если заключительный слой остается особенно долго липким, то одной из причин этого является недостаточное просыхание нижнего слоя. Повышенная влажность дерева может так же служить тому причиной. Помни: использование водорастворимых защитных средств для дерева могут препятствовать процессу высыхания. В таких случаях необходим тщательный контроль влажности древесины, чтобы избежать неприятностей вследствие ее повышенной влажности.

Другое негативное явление слишком толстого слоя – образование морщин и складок (сравни выше).
Так как чисто масляная краска относительно трудно распределяется на поверхности, часто проводится не контролированное добавление растворителей (разбавление). При этом обедняется смесь пигментов и связующих веществ, следствие – значительное ухудшение стойкости краски. Образование корки в открытых или в не плотно закрытых банках так же нарушает оптимальное соотношение масла и пигментов в краске, поэтому в таких случаях следует добавить недостающее количество свежего масла. Иначе концентрация красящего вещества слишком высока, что может привести к преждевременному повреждению покрасочного слоя (особенно подверженных прямому воздействию погодных условий).

Важно: быстро сохнущие лаки и краски проникают за счет их схватывания не так глубоко в грунтовку, как более медленно сохнущие. Следствие: худшее закрепление, быстрый износ и выветривание.

Масляная краска и паропроницаемость
Молекулы льняного масла примерно в 50 раз меньше чем молекулы синтетических красок и составляющих их полимеров (алкидные и акрилатные смолы). Смолы предотвращают диффузию водяного пара, образуют водонепроницаемую поверхность, например карабельный / лодочный / яхтовый лак и т.п.

Особенно у оконных рам нужно рассчитывать на водяную нагрузку в поврежденных местах покрасочного покрытия и паровое давление изнутри. Последующее испарение за счет паропроницания, без существенных повреждений конструкции, возможно только у масляных красок.

На масляной краске вода из-за высокого поверхностного натяжения стекает каплями, а водяной пар может без проблем выходить наружу. У синтетических красок происходит накопление и усиленное образование застоя воды, которые приводят к вздуванию краски, а затем и к гниению конструкционной древесины. Проблема усугубляется при “обновлении” краски поверх старого слоя.

Защита от ультрафиолетовых лучей
Под воздействием ультрафиолетовых лучей древесина приобретает обычно темную окраску и повреждается средне- или долгосрочно. Защитой может служить достаточная пигментная окраска. Лессировка (полупрозрачное покрытие лессирующими красками) не является достаточной защитой от разрушающего влияния ультрафиолета. Темные краски способны нагревать древесину до 80 градусов Цельсия, следствие – трещины и выступление смол, разрушающих покрасочный слой.

Особенно важна тщательная защита окон (как снаружи, так и изнутри!) и соблюдение точности размеров у окон с частой механической нагрузкой. Тщательность и точность выполнения работ особенно важны при восстановлении, ремонте и реставрации.

В заключение:
Только светлая, то есть белая масляная краска, без или по возможности с минимальной добавкой смол, с оптимально подобранными пигментами  обеспечивают долгосрочную и надежную защиту деревянных конструкций, подверженных погодным условиям. В помещениях это совсем другое дело, здесь ничего не скажешь против улучшенных и бонифицированных лакокрасочных продуктов. Они порой способны даже лучше сохранять поверхность от механического и химического воздействия, чем более мягкая масляная краска.

И не смотря на это, все еще встречаются так называемые “профессионалы” среди маляров, которые не соблюдают требований из описания проводимых работ. Они упорно уклоняются от применения масляных красок для наружных или реставрационных работ, прибегая к менее качественным, но более простым в применении краскам. К тому же качественная масляная краска немного дороже (20-25,- Евро/литр) простых синтетических красок (7-10,- Евро/литр). Часто используется разбавленная олифа с небольшим количеством пигмента в качестве грунтовой краски (4,- Евро/литр). Использование красок собственного изготовления, упрощает возможность манипуляции на стройке.

Благодаря подобному мошенничеству, которое нелегко обнаружить на первый взгляд, заказчику наносится сознательный ущерб. Подобные краски имеют не только кратковременный срок жизни, быстро вздуваются и отлупляются, но и наносят ущерб дереву за счет накопления и застоя влаги под поврежденным слоем краски. Это дополнительно затрудняет последующий ремонт и восстановительные работы.

При этом 1 литр масляной краски хватает в среднем на покрытие 14 кв.м. деревянной поверхности. Для покраски простого, одностворчатого окна размером 1,00 / 1,40 м. с общей покрасочной поверхностью 1,50 кв.м. и трехслойного покрытия затраты на материал около 2,- Евро (дешевая алкидная краска) или 5,- Евро (качественная масляная краска). Это не учитывая большую продуктивность масляных красок по сравнению с синтетическими.

Мой Вам совет:
не доверяйте пустым обещаниям по поводу надежности лаков и красок с содержанием синтетических смол. Я еще никогда не видел таких, которые бы без ущерба выдержали 24 месячный срок. А среди красок на основе натурального масла – много раз, в том числе и в собственном доме.

Если нужно дать оценку краскам с искусственными отвердителями, то можно с уверенностью сказать, что для наружной покраски древесной конструкции они по всем качествам, кроме времени высыхания, уступают натуральным масляным краскам. Не поддавайтесь соблазну быстрого высыхания, иначе Вам придется дорого платить за постоянно необходимые восстановительные работы (что конечно же на руку обманувшему Вас маляру).

Даже если покрасочная поверхность через год лопается и трескается, находятся эксперты, заверяющие, что это, дескать, соответствует существующим нормам, что это нормально когда наружные окна из года в год должны заново краситься. При этом ссылаясь на памятный лист Nr. 18 “Покрытия внешних деревянных конструкций, в особенности окон и входных дверей”, издатель “Общество красок и защитных средств” [примечание A.L.: свободный перевод с нем.]. В этом обществе заседают в основном представители индустриального производства синтетических красок и лаков. Они преследуют только свои интересы, а не заказчика и потребителя.

Поясните Вашему плановику или архитектору, что он должен особенно бдительно следить за соблюдением технологии и рабочей документации покраски деревянных конструкций, чтобы избежать их постоянного ремонта. Иначе он может нести ответственность (в течении 5 лет) например за регулярный ремонт дождевого козырька. Маляр быстро найдет себе отговорку для полопавшейся краски, а вот бесплатный или дешевый архитектор должен объяснить, откуда берутся повреждения.